В сфере строительства многоквартирных жилых домов скандалы с обманутыми дольщиками и задержка сроков сдачи новостроек на 2-3 года, к сожалению, стали нормой. Но и вселившись в долгожданное жилье, владелец квартиры нередко сталкивается с недоделками и дефектами.
Вопреки распространенному мнению и желанию просто поскорее получить ключи и приступить к ремонту квартиры, дефекты в новостройке — это строительный брак, который может и должен быть обжалован.
Каждая такая ситуация носит индивидуальный характер, поэтому, обнаружив в новой квартире недостатки, проконсультируйтесь относительно того, что говорит закон в вашем конкретном случае:
Строительные недоделки в панельных новостройках
Государственные стандарты (ГОСТы) и Строительные нормы и правила(СНиПы) детально прописывают все требования к состоянию сданной в эксплуатацию квартиры (неровности стен, перепад высоты между двумя точками пола и пр.)
Для панельных домов наиболее распространенными являются следующие жалобы:
- неудовлетворительное состояние фасадов, плохая герметизации швов;
- плохое примыкание оконных блоков к стеновым проемам;
- низкое качество оконных и балконных блоков;
- низкое качество сантехники, столярных изделий, отделочных работ;
- низкий уровень тепло- и звукоизоляции стен, перегородок и перекрытий.
Важно знать: «законных» недоделок не бывает, застройщиком должно быть выполнено все, что положено по нормативным актам, любое отклонение от требований ГОСТ или СНиП — строительный брак.
Что делать при обнаружении дефектов
Жильцам многоквартирных домов необходимо знать, что они находятся под защитой федерального закона «О защите прав потребителей» (ФЗ №2300-1 от 07.02.1992), который прямо устанавливает ответственность застройщика по договору купли-продажи.
Важно знать: если положения договора идут вразрез с нормативными актами, строители обязаны привести жилье в полное соответствие с существующими нормами.
При выявлении дефектов в квартире многоэтажного панельного дома потребитель имеет право требовать (ст.29, п.1):
- устранение недостатков за счет застройщика;
- возмещения расходов на устранение дефектов своими силами или с привлечением сторонних специалистов;
При обнаружении существенных недостатков выполненной работы или иных существенных отступлений от условий договора закон предусматривает возможность отказа от исполнения договора.
Согласно ст.29, п.3, обжаловать недостатки, которые невозможно обнаружить при принятии выполненной работы, можно в течение пяти последующих лет.
Порядок урегулирования споров
При обнаружении дефектов потребитель должен направить застройщику претензию с четким изложением проблем и своих требований по их устранению (позитивному решению вопроса способствует наличие заключения независимой экспертизы).
Если контрагент в течение 10 дней не отвечает на претензию или дает отрицательный ответ, согласно ст. 17 ФЗ №2300-1 потребитель имеет право обратиться в суд (в том числе и на взыскание ущерба за продажу недвижимости ненадлежащего качества).
Заручитесь поддержкой опытного юриста — и вы гарантированно сможете отстоять свои права.