Хозяевам киосков пообещали послабления
После ряда поправок киоскерам пообещали послабления, об этом заявили чиновники Смольного.
Смольный заявил о том, что будет внесено очередное изменение для нестационарных торговых точек. Вместо того, чтобы предоставить бизнесменам целевое место, власти пообещали торги. Благодаря которым предприниматели смогут заранее оплатить предоставленное место. Такие меры должны сократить досрочное расторжение договоров.
Кроме этого Смольный заявил, что планируется расширение площадок для киосков. Однако, в этой ситуации не стоит забывать и про тот факт, что помощь малому бизнесу оказывает из-за резкого падения товарооборота. Также свою лепту в данную отрасль привнесли административные барьеры, которые для большинства оказались фатальными.
Масса изменений
Нововведения для владельцев киосков в Санкт-Петербурге планировались уже давно. Предпринимателям говорили о том, что их сооружения негативно сказываются на внешнем облике города. В связи с этим постоянно появлялись новые требования к тому, как именно должны выглядеть торговые точки. Каждый раз после вступления в силу очередного правила владельцы киосков должны были тратить деньги для того, чтобы изменить внешний облик павильона.
В прошлом году стали появляться обвинения в пользу нестационарных объектов торговли на счет того, что они занимаются непрофильной деятельностью. После этого было запрещено сдавать свое место для субаренды. Кажется, что никого не волновал тот факт, что проблема связанная со спекуляцией не была разрешена. После этого бизнесменам просто требовалось гораздо больше денег для того, чтобы открыть свой собственный киоск.
Для борьбы с нелегальной торговлей были приняты меры по расширению полномочий администрации, которая должна была регулировать этот процесс. Несмотря на все это незаконные объекты торговли все еще нормально работают в Санкт-Петербурге, а добросовестные бизнесмены при этом стали отсчитываться перед еще одной контролирующей организацией.
Хуже всего киоскеры отнеслись к массовому исключению участков из схемы расположения торговых объектов. На тот момент был такой накал страстей, что в урегулирование вопроса пришлось вмешаться прокуратуре. На открытом форуме правоохранительных органов часто прослеживалась эта тема.
Поводы для беспокойства действительно существуют. Как было отмечено сотрудниками прокуратуры, оборот подобных предприятий составлял 1,504 трлн рублей. Спустя год этот показатель был снижен до 1,172 трлн. Количество человек работающих в малом бизнесе сократилось почти в 2 раза. Так, согласно статистики 2015 года в киосках работало 702 тысячи местных жителей. В начале 2016 года показатель снизился до 300 тысяч человек.
Надзорным ведомством была осуществлена проверка для того, чтобы отследить соблюдаются ли права киоскеров. В ходе проверки обнаружили массу проблем, но самой острой из них стало распределение участков для нестационарных торговых объектов.
Дмитрий Харченков (заместитель прокурора) отметил, что прокурор смог выявить более 200 нарушений, которые касались размещения киосков. Больше всего надзорное ведомство осталось недовольно чиновниками из Красносельского района. Вразумительно ответить на появившиеся вопросы там не смогли, поэтому было возбуждено 5 дел по административным нарушениям начальника отдела.
Правоохранительные органы удивились, но нарушений в Адмиралтейском районе обнаружено не было, несмотря на то, что там располагается Сенная площадь . Причиной этому скорее всего послужил характер застройки. Адмиралтейский район был сформирован очень давно, а вот в Красносельском все еще идет застройка. Поэтому здесь наряду с новыми участками для киосков появляются и нарушения.
За размещение торговых точек в Санкт-Петербурге сейчас отвечает Комитет имущественных отношений и районная администрация. Такое нововведение появилось относительно недавно. Несмотря на то, что создавалось оно в основном для удобства, чиновники и здесь смогли неправильно растолковать собственные полномочия.
К примеру, был случай когда предприниматель обратился в местную администрацию для того, чтобы поставить киоск, но вместо этого он был перенаправлен в Комитет по развитию предпринимательства. Бизнесмен обратился в прокуратуру, поскольку в то время, когда он занимался оформлением документов, место просто уходило другой компании.
Кроме этого у прокурора появилось много вопросов по поводу функционирования Комитета имущественных отношений. Во время проверки выяснилась информация, что чиновники часто способствовали намеренному затягиванию сроков относительно принятия решения, а также проводили конкурсы и некоторых даже не допускали к участию в них.
Все условия для работы
В конце прошлого и начале этого года стала проясняться совершенно другая тенденция. Чиновники Смольного в своих выступлениях стали говорить о том, что они поддерживают владельцев киосков. Во время форума среднего и малого предпринимательства сотрудниками Комитета имущественных отношений было дано обещание, что в этом году не будет повышена ставка на аренду.
Кроме этого в регламенте появились очередные нововведения. Раньше если владелец киоска получил негативный отклик от Комитета по энергетике, то он должен был снести свое строение и заново начать поиск места для торговли. Сейчас хотят предложить новый регламент, в нем будет прописано изменение порядка регулирования таких ситуаций. Предполагается, что бизнесменам будут искать новые места согласно действующей схеме нестационарных торговых объектов.
Еще один законопроект будет позволять киоскерам оплачивать аренду авансом. Благодаря введению такой системы чиновникам будет сложно заранее расторгнуть договор. Кроме этого власти задумываются над тем, чтобы убрать целевое распределение мест.
Сейчас чиновники выделяют наиболее значимые отрасли, к ним может относиться реализация газет или ремонт обуви. Пока места для таких объектов будут определяться без торгов, их всегда будут получать те бизнесмены, которые быстрее подготовят документы.
Чиновники понимают, что существует острая необходимость этого подхода. В городе можно найти огромное количество примеров того, как бизнесмен-целевик занимается вовсе не продажей прессы, а торговлей вредными продуктами или просто сдает свой объект в субаренду. Изменения этой системы должны заключаться в том, чтобы проводить торги среди всех предпринимателей и допускать к ним только людей с профильной деятельностью.
Пока что все проекты Смольного остались только на бумаге.
Временная оттепель в отношениях
Эльгиз Качаев, который занимает пост председателя Комитета по предпринимательству, в последнее время слышит очень много критики от граждан. Главным образом они касаются существующих проблем в сфере торговли. Получается, что никакие крупные затруднения так и не были решены, но при этом деятельность предпринимателей стала более сложной. В ответ на такие недовольства чиновник просит соблюдать баланс. Он считает, что обязательно должен быть контроль в данной отрасли, а иначе могут пострадать потребители.
Главный санитарный врач считает, что к владельцам киосков Роспотребнадзор относится достаточно лояльно и в прошлом году даже были отменены плановые проверки. К сожалению, уже с начала текущего года поступило более 150 жалоб, из-за них санитарные врачи осуществляли внеплановые визиты. В ходе проверок было выявлено 410 нарушений.
Роспотребнадзор также отметил, что ничего удивительного в этом нет, поскольку в прошлом году количество обращений было примерно такое же. Примечательно, что в числе проблемных локаций не оказались ларьки расположенные на Сенной площади, по поводу которых в прошлом году высказывался почти весь город.
Практика показала, что большое скопление киосков вовсе не означает, что там будет обнаружена масса нарушений. Свое внимание санитарные врачи обращают чаще всего на территорию с небольшим количеством торговых площадок.
Благодаря полученному анализу данных можно сделать вывод, что нельзя приравнивать все нестационарные торговые объекты к одним требованиям. Теперь, после целой волны возмущений планируется ввести послабления для добросовестных бизнесменов. Но, даже при условиях реализации всех намеченных планов бизнесмены будут вынуждены опять перестраиваться и привыкать к новым требованиям. Процесс этот может быть очень долгим и непростым, поскольку регламенты для киоскеров меняются каждые 6 месяцев и в них постоянно путаются как чиновники, так и бизнесмены.