Общество по защите прав потребителей
 

Юридическое агентство по защите прав потребителей

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Права потребителя

Телефон:

603-45-02 Написать нам
05
Апрель
2018
102191
просмотров

Права пациентов

Автор: Толстикова Дарья Константиновна

Права пациентов нарушаются практически на каждом шагу. В регистратуре грубят и бросают телефонную трубку, на приеме врачи ничего не рассказывают об особенностях заболевания и назначают стандартное лечение, в стационаре требуют докупить лекарства и даже перевязочные материалы. У большинства наших соотечественников бесплатная медицина ассоциируется с неизбежным злом: надо потерпеть, авось вылечат.

Государство обеспечивает лечение подавляющего большинства заболеваний, предоставляет льготы, частично компенсирует затраты на лекарства. Но сотрудники медучреждений не спешат доносить эту информацию до посетителей, в результате чего заболевшие не могут воспользоваться имеющимися привилегиями. Между тем, знание законов о правах пациентов станет хорошим подспорьем в борьбе с административными препонами и человеческим фактором.

На что имеют право пациенты

Посетители поликлиник и больниц вправе пользоваться следующими возможностями:

  • выбирать медицинское учреждение и лечащего врача, консультироваться у узкопрофильных специалистов;

  • получать достоверную информацию о своем состоянии, прогнозах, нюансах лечения;

  • обследоваться и лечиться в условиях, соответствующих актуальным санитарно-гигиеническим нормативам;

  • сохранять в тайне факт посещения медицинской организации, диагноз, прогнозы;

  • получать обезболивающие препараты, облегчающие состояние при серьезных заболеваниях и после хирургического вмешательства;

  • отказываться от лечения или помещения в больницу;

  • общаться с адвокатом или священнослужителем при лечении в стационаре.

Права пациентов определены Федеральными Законами «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В последнем говорится о приоритете интересов пациента — на практике это должно выражаться уважительным отношением со стороны сотрудников медучреждений.

Куда обращаться при нарушении прав

В стремлении отстоять свои права пациенты зачастую пишут гневные отзывы или идут на прием к депутатам, но не обращаются в компетентные органы напрямую. Первая инстанция, которая должна решать спорный вопрос, — это администрация лечебного учреждения. Руководитель обязан принять претензию и предоставить пациенту письменный ответ о принятых мерах. На практике такое случается достаточно редко, поэтому гражданам приходится обращаться в другие инстанции:

  • страховые компании и территориальные страховые фонды;

  • управление Роспотребнадзора;

  • официальные общества защиты прав пациентов;

  • прокуратуру Санкт-Петербурга;

  • районный или городской суд.

Требования пациента могут относиться как к пресечению неправомерных действий, так и к выплате материальной компенсации или неустойки, возмещению убытков. Помимо административной и судебной, существует третья форма защиты прав пациентов — самозащита (статья 14 ГК РФ). Под ней понимаются физические действия гражданина, направленные на устранение нарушения. Например, пациент может снять список больных, вывешенный в коридоре стационарного отделения. Это действие восстановит нарушенное право на врачебную тайну.

Права несовершеннолетних пациентов

За детей в возрасте до 15 лет отвечают их родители или представители. Именно они принимают решения о смене врача, отказе от медицинской помощи, предъявлении иска медучреждению. Если речь идет о спасении жизни несовершеннолетнего, а законные представители отказались от госпитализации и операции, администрация больницы может обратиться в суд для защиты интересов ребенка. Пациенты старше 15 лет и больные наркоманией старше 16 лет имеют право самостоятельно подписывать документ о добровольном информированном согласии на проведение процедур.

Особое внимание уделяется несовершеннолетним, попавшим в сложную жизненную ситуацию. К этой категории относятся сироты, беженцы и вынужденные переселенцы, жертвы военных конфликтов и природных катастроф, дети с ограниченными возможностями и особенностями развития, воспитанники колоний и других спецучреждений, члены малоимущих семей. При обнаружении у таких детей серьезных заболеваний медицинская документация направляется в органы исполнительной власти региона.

Согласно ФЗ № 157, прививки ребенку проводятся только с письменного согласия законного представителя. В некоторых роддомах мам даже не предупреждают о вакцинации, что является грубым нарушением прав несовершеннолетних пациентов.

Судебная практика

Большую часть гражданских дел составляют иски о возмещении вреда здоровью или жизни пациентов. При этом суд учитывает степень вины медучреждения или конкретного врача, уровень физических и моральных страданий больного, размер причиненного ущерба. Во всех случаях назначается независимая судебно-медицинская экспертиза, результаты которой серьезно влияют на решение суда.

Судебные разбирательства, связанные с защитой прав пациентов, относятся к наиболее сложным случаям юридической практики. Это объясняется обилием нормативных документов, пробелами в законодательстве, субъективностью назначаемого лечения. Ведением таких дел должен заниматься медицинский юрист, обладающий системными знаниями и обширным опытом в этой отрасли права.

Если вы столкнулись с некомпетентностью или халатностью врачей, пострадали от постановки неправильного диагноза или разглашения врачебной тайны, позвоните нам! Наши эксперты представят ваши интересы в досудебном и судебном порядке, направят претензии в медучреждения и надзорные органы, помогут получить материальную компенсацию.

Опишите ниже Вашу ситуацию,
и мы обязательно Вам поможем!

    Согласие об обработке персональных данных
    Звоните по телефону горячей линии:
    + 7 (812) 603-45-02
    ИЛИ
    Подайте электронную жалобу
    Похожие материалы

    Врачебная ошибка

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Согласно статистике, ежегодно в России...

    Как вернуть деньги за медицинские услуги

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна В нашем обществе существует устойчивое...

    Некачественная операция: куда жаловаться

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Низкое качество медицинских услуг...

    Некачественные стоматологические услуги

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Неудовлетворительное качество...

    Некачественные медицинские услуги

    Качество медицинских  и косметологических услуг часто вызывает...

    Как действовать, если плохо сделали операцию

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Неудачное хирургическое вмешательство —...

    Куда пожаловаться на частного стоматолога

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна При обращении в частные...

    Как и куда пожаловаться на халатность врачей

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Охрана здоровья граждан является задачей...

    Если некачественно сделали зубной протез

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Зубное протезирование относится к числу...

    Жалобы на врачей

    Автор: Толстикова Дарья Константиновна Россия – одна из немногих стран, где...

    ×
    Поделитесь своей проблемой, и мы поможем

      Согласие об обработке персональных данных