Куда обращаться в случае мошенничества с банковскими картами
Современные платежные системы обеспечивают принципиально новые, весьма широкие и удобные возможности для потребителей. Однако одновременно с этим они создают и уникальные условия для охотников за чужими деньгами: мошенничество с картами сегодня стало одним из самых распространенных видов преступлений финансового характера.
Уважаемые граждане! Наши специалисты подскажут, куда обращаться в первую очередь, если у вас возникли проблемы с банковской картой. Воспользуйтесь горячей линией бесплатной юридической онлайн-помощи, чтобы прямо сейчас получить ответы на интересующие вас вопросы:
Специфика мошенничества с банковскими картами
Данный вид злоумышленных действий предполагает использование чужого платежного средства для незаконного присвоения денежных средств без применения насилия. Механизм присвоения может быть разным: мошенники либо получают наличные, либо осуществляют посредством чужой карты оплаты товаров и услуг.
Случай неправомерных действий классифицируется по ст. 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» при наличии следующих признаков состава преступления:
- причинение материального ущерба (пластиковые карты юридическим лицам не выдаются, соответственно и ущерб может быть нанесен только физлицу);
- наличие умысла присвоить чужие финансовые средства (для примера: снятие денег с найденной кредитки в силу отсутствия изначального злого умысла мошенничеством не признается).
Ответственность за такое преступление предусмотрено для лиц, достигших 16-лтнего возраста.
Распространенные схемы
На сегодняшний день известны десятки способов незаконного доступа к денежным средствам на банковской карте, но злоумышленники продолжают изобретать новые схемы. Потерять деньги можно при использовании банкомата, делая покупки в интернет-магазине, случайно закачав вредоносное ПО на компьютер. От того, каким именно способом мошенники выманили деньги у жертвы, зависит, куда сообщить о мошенничестве с картой следует в первую очередь.
Рассмотрим основные схемы, используемые злоумышленниками в отношении владельцев банковского пластика.
- «Зеркала» сайтов авторитетных компаний — способ «выудить» данные о карточном счете путем имитации интернет-ресурса пользующейся доверием компании (в том числе банка). Владелец карты вводит ее данные, собираясь осуществить какую-либо финансовую операцию, после чего мошенники, используя полученную информацию, списывают средства.
- Скримминг — установка на картоприемник банкомата спецоборудования или миниатюрной камеры для считывания данных карты; использование ручных скиммеров в местах оплаты картой (в магазинах, ресторанах и т.п.) Под известный код доступа изготавливается фальшивый носитель — и средства оказываются в руках мошенников.
- Подставные интернет-магазины — торговые площадки с заниженными ценами и продажей по предоплате: получая секретный ccv-код и прочие данные, мошенники используют их в преступных целях.
- Банковская «проверка безопасности» — оповещение по телефону или через электронную почту о необходимости актуализировать персональные данные со ссылкой на фишинговый сайт.
- «Защита» денежных средств — обычно телефонный звонок от «банковской службы безопасности» о несанкционированной попытке снятия денег, для приостановки которой необходим код подтверждения (на самом деле код с привязанной к карте номера ее владельца как раз и подтверждает списание суммы).
Списали средства по карте: что делать?
Как видим, единственная защита от подобных видов злодеяний — осторожность и внимательность при введении персональных данных и при любом использовании карты. Но если мошенникам все же удалось вас перехитрить, действовать надо предельно быстро, придерживаясь следующего алгоритма:
- обратиться в банк-эмитент с просьбой о блокировке карты;
- подать заявление о мошенничестве в полицию и требовать возбуждения дела по ст. 159 УК РФ (ч.1 — если преступник действовал в одиночку, ч.2 — при участии в преступлении группы лиц, ч.3 — при подозрении на злоупотребление служебным положением);
- в случае телефонного мошенничества — направить предоставляющему услуги связи оператору требование о предоставлении полиции данных владельца телефонного номера.
Деньги, снятые без согласия клиента с банковского счета, должны быть возвращены (закон №161-ФЗ, ст. 9). Однако на практике заставить банк выполнить это обязательство очень непросто. Несанкционированную операцию необходимо опротестовать письменно и в срок не позднее суток после кражи денег. Если претензия не поможет — подать иск в суд.
Обращайтесь в нашу компанию — и наши опытные юристы не только объяснят, что делать жертве такого преступления, но и практически помогут вернуть украденные средства: