Юридическое агентство по защите прав потребителей

Права потребителя

Телефон:

Январь

Как продлить договор с истекшим сроком годности?

Не всегда ситуация складывается как того хотелось бы, бывают и такие случаи, решить которые можно только обратившись к знающему человеку, который поможет разобраться в ситуации согласно букве закона. Такой человек, несомненно, должен обладать юридическими знаниями, быть практикующим специалистом.

Рассмотрим практический пример следующей ситуации: у договора истек срок действия, а обязательства не были выполнены в полной мере (или вообще не выполнены). Что же предпринять в таком случае? Ответ прост – нужно составить доп. соглашение к этому договору. При помощи такого соглашения можно оговорить все нюансы: установить сроки, уточнить детали.
Цель в данном ситуации одна – продление договорных отношений. Иногда пролонгация (продление) происходит автоматически, естественно, в рамках закона. Весомое условие при подписании такого договора – следование срокам. В некоторых случаях условие:

• Существенное.
• Обязательное (как в дог. подряда), в других (дог. купли-продажи) временных ограничений нет.

Во время «работы» договора его участники связаны друг с другом обязательствами, так как интервал взаимодействия сотрудничающих сторон договора действует в рамках этого же договора.

Без привязки временных рамок тут не обойтись, особенно, если люди сотрудничают впервые, нужно «притереться» к друг другу. В таком случае участникам договора выпадает шанс апробировать договорные отношения за определенный временной промежуток. Если вдруг стороны не найдут общего языка, то когда действие договора подойдет к завершению, они прекратят деловые отношения (можно раньше – по согласию). Если же сотрудничество было плодотворным, то целесообразно подписать новый договор или же продлить старый.

На практике участники договорных отношений забывают произвести необходимые мероприятия до завершения времени действия договоренностей. Зачастую такие конфузы происходят тогда, когда подобных договоров множество, про них просто забывают. Договор с истекшим сроком годности можно продлить несколькими способами:

1. Можно заключить новые договоренности. Такой поворот может кардинально изменить ход дела. При непосредственной близости окончания времени действия договора, его можно подписать заново (составить новый договор), его условия можно оставить как есть, а можно добавить новые (как стороны того пожелают). Когда имеющийся договор подойдет к концу и начнет действовать новый, взаимоотношения сторон будет регулировать именно он.

Законом либо договором может быть прописано, что при завершении «работы» договора, обязательства участников по договору тоже заканчивают свое действие. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ, если такой пункт отсутствует (прописанный в договоре), то он будет действовать до прописанного в нем момента прекращения участниками всех договоренностей. Например, согласно ст. 367 ГК РФ, с завершением времени действия договора, обязательства по поручительству тоже не будут иметь силы.

2. Целесообразно заключить доп. соглашение к имеющемуся договору. В нем можно предупредить такой случай, когда завершение срока действия ведет к прекращению определенных договорных обстоятельств. Доп. соглашение практически равнозначно пролонгации. На практике видно, что участников договора его условия устраивают и никаких перемен ими не планируется. В таком случае можно с легкостью продлить время действия, подписав доп. соглашение к уже имеющемуся договору между ними.

Условия можно оставить неизменными, а можно и внести некоторые коррективы, не меняя структуру. Заключение доп. соглашения о продлении времени «работы» договора по юр. силе равносильно автоматическому продлению. Отличие есть: нужно составить доп. документ и подписать его.
Бывает и такое, что перед подписанием договора, участниками проходило не что иное как процедура корпоративного одобрения договоренностей в качестве существенной сделки с выгодой для органов управления, допустим, компании (совета директоров). Подписание доп. соглашения создаст потребность в осуществлении соответствующей процедуры, потому что ранее согласованный договор будет продлен. Если с самого начала договор подписан с условием автоматического продления, и он был одобрен при проведении корпоративных процедур, то в последующем одобрять его не нужно. Если участники изменяют условия заключенных вперед договоренностей, то они вправе обойтись без подписания доп. соглашений о продлении.

3. Пролонгация по закону. Существуют такие договоры, которые продолжают действовать сами (согласно закону). Автоматическое действие происходит (согласно закону): при неимении заявления от одного из субъекта отношений о прекращении договоренностей об управлении многоквартирным домом. По завершению времени, договор будет автоматически продлен с сохранением (согласно п. 6 ст. 162 ЖК РФ) условий, а срок продления останется тем же. И таких примеров множество.

Автоматическое продление договора освобождает (по закону) участников сделки от целесообразности как заключать новые договоренности, так и заключать доп. соглашения о продлении сотрудничества в том случае, если происходит прекращение ранее подписанного договора, также избавляет от необходимости включения в договор пункта о самопродлении при завершении срока действия договора. Благодаря продлению отношений сторон-участников договора, налаживаются отношения людей, участвующих в договоре, которые могут потерять из виду момент, когда нужно произвести продление, когда время действия истечет.

4. Пролонгация автоматически (по соглашению сторон дог.). В документ (договор) разрешено включить такой пункт. Если в законе не имеется статьи о продлении договорных отношений автоматически, то подобное условие можно добавить (по соглашению). Право у сторон есть, с оговоркой, если в законе по этому договору не присутствует предельный срок.

Рассмотрим такой пример: в дог. аренды лесного участка говорит, что срок аренды от 10-49 лет, согласно п. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ. Условие для автоматического продления договоренностей может быть составлено должным образом, указанным в законе. Количество пролонгаций не имеет ограничений. Согласно ст. 310 и п. 3 450 ГК РФ, стороны могут договориться о том, что любой участник договора (даже один) досрочно может сделать отказ от обязательств по договору, не ожидая окончания действия. При расторжении досрочно нужно уведомить контрагента лично (взять с него роспись), можно письмом (с соответствующим вложением) или иным способом, но обязательно нужно иметь доказательства, что контрагент знает о нежелании сотрудничать. Ретроактивное действие договорных отношений не оказывает влияния на момент его подписания и время действия.

Кроме продления времени действия по договору, участники могут распространить действие договоренностей на свои деловые отношения, которые сформировались еще до составления договора, согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ. Такой порядок отлично подойдет в случае, если деловые отношения между участниками уже сложились, но по какой-то причине договор не был составлен.

Важно: если в договоре есть пункт о ретроактивном действии, то его существование не оказывает влияния на определение времени, с которого он будет считаться подписанным и время «работы» остается неизменным.