Официальный сайт

общества по защите прав потребителей

Телефон приемной:

Защита прав трудящихся

Посмотреть случаи по теме

Согласно Конвенциям Международной организации труда (МОТ), работники являются наиболее уязвимой стороной трудовых отношений. Именно поэтому защита прав трудящихся находится под строгим контролем государства. В нашей стране этому вопросу посвящены статья 37 Конституции РФ и 13 раздел ТК РФ. Законодательные акты разрешают сотрудникам инициировать индивидуальные и коллективные трудовые споры, отстаивать свои права в досудебном и судебном порядке, обращаться за помощью в государственные органы и к юристам частной практики.

Защита прав трудящихся: основные проблемы

• Снижение заработной платы. Любое изменение в установленной системе оплаты является корректировкой существенных условий трудового договора. Работодатель обязан не только обосновать понижение оклада, но и письменно предупредить сотрудников за 2 месяца до этого.

• Дискриминация в оплате. Сравнительно новый вид трудовых споров, связанный с разным размером вознаграждения за работу одинакового уровня сложности.

• Задолженности по заработной плате, в том числе задержки или частичное начисление. К этой группе также относятся взыскание средств с работодателя после банкротства предприятия, отсутствие доплаты за сверхурочную занятость или ночные смены.

• Незаконное увольнение. Некоторые компании неверно трактуют статью 81 ТК (разрыв трудовых отношений по инициативе работодателя) и увольняют сотрудников за разглашение коммерческой тайны, отсутствие документов об образовании, предоставление неверной информации. Такие случаи регламентируются несколькими законодательными актами и требуют индивидуального рассмотрения.

• Нарушение трудового порядка — серая заработная плата, отсутствие официального оформления, сокращение отпуска, неоплачиваемые больничные листы, материальные взыскания (штрафы), увеличение испытательного срока, заключение договора гражданско-правового характера вместо трудового.

Кто защитит права работника

Защитой прав трудящихся занимаются органы предварительного, текущего и последующего надзора и контроля. Чаще всего решение трудовых споров проходит следующие стадии:

• самостоятельные переговоры сотрудника с работодателем;

• обращение в профсоюзную организацию (при ее наличии);

• обращение в Государственную инспекцию труда, комиссию по трудовым спорам, прокуратуру;

• составление искового заявления в суд.

В последнем случае работник освобождается от уплаты госпошлины. При незаконном увольнении сотрудник вправе обратиться в суд в течение месяца после получения официального приказа или трудовой книжки с записью. При рассмотрении иных трудовых споров этот срок увеличивается до трех месяцев. Если время было упущено по уважительным причинам (командировка, болезнь), суд примет заявление и по истечении этих сроков.

Помощь юриста по трудовым спорам

Самостоятельно отстоять свои права перед работодателем бывает довольно сложно. Во-первых, трудовое законодательство является одной из самых сложных отраслей права. Во-вторых, решение подобных вопросов требует деликатности и осторожности.

Если наниматель задерживает зарплату, увеличивает продолжительность рабочего дня, не дает уйти в отпуск или штрафует за малейшие провинности, звоните нам! На нашей горячей линии в СПб работают опытные юристы по защите прав трудящихся. Они подскажут, какие законодательные акты регулируют вашу ситуацию, проанализируют документы, составят претензию работодателю, подадут исковое заявление и представят ваши интересы в суде.

Услуги раздела