Роспотребнадзор — надзорный орган исполнительной власти, одной из функций которого является защита прав потребителей. Если вам продали неработающий мобильный телефон, взвесили протухшие помидоры, сделали на заказ бракованную мебель — смело обращайтесь с жалобой. Также эта организация:
-
анализирует условия, на которых продаются товары (оказываются услуги) с целью выявить и устранить факты ущемления прав потребителей;
-
выдает экспертные заключения о качестве товаров, услуг;
-
обследует магазины, офисы, производства и другие помещения на предмет безопасности работников, посетителей, потребителей продукции;
-
дает консультации по вопросам защиты потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Что может Роспотребнадзор
Одна из функций этой организации — обработка жалоб потребителей по фактам нарушения их прав. Принимая жалобу на рассмотрение, надзорный орган обязуется провести проверку нарушений и сообщить заявителю результат в письменной форме. Если сведения подтвердятся, Роспотребнадзор предписывает организации устранить их. При наличии оснований может быть составлен протокол об административном правонарушении. Также у Роспотребнадзора есть полномочия выписывать штрафы продавцам и другим исполнителям, но размеры их невелики, от 100 до 5000 рублей.
Жалоба потребителя может стать поводом для проведения выездной проверки магазина, точек общепита, сервисного заведения, производства. В этом случае при выявлении нарушений надзорный орган может выписать штрафы юридическим лицам — от 1000 до 500 000 рублей, приостановить деятельность предприятия на срок до трех месяцев, назначить обязательные штрафные работы.
Как составлять жалобу
Важно: не проявляйте эмоции при написании претензии, лучше коротко и внятно укажите, как именно были нарушены ваши права. Преимуществом будет указание пунктов и статей закона «О защите прав потребителей», которые подтверждают факт нарушения. В тексте укажите:
-
название и контактные данные предприятия;
-
вид сделки (купля-продажа, заказ услуг, работ);
-
характер оплаты (предварительная, по факту, рассрочка);
-
суть жалобы (ненадлежащее качество, не соблюден срок поставки, вам не сообщили информацию о товаре и т. д.);
-
ваши ожидания: частичного или полного возврата денег, обмена, устранения недостатков;
-
ваш электронный адрес.
Куда подавать жалобу
Подать жалобу можно письменно или в электронном виде. Обратите внимание, что у Роспотребнадзора есть территориальные отделы. Пишите в тот, которому подчиняется район, где зарегистрирован нарушитель (для этого нужно узнать юридический адрес предприятия).
Почему не принимают жалобы потребителей
Заявление рассмотрят в течение месяца, результаты вам отправят в электронном виде. Обратите внимание, что вам могут отказать в рассмотрении жалобы, если:
-
вы уже получали ответ на такое же обращение;
-
не оставили обратный адрес;
-
не сообщили суть жалобы и другие существенные данные;
-
использовали в тексте ненормативную лексику.
Если вы отправили претензию с ошибкой, составьте еще одну, но в тексте обязательно укажите, что это обновленный вариант обращения.