Как не стать жертвой мошенников, покупая товары в интернете
Дистанционная торговля — тренд нашего времени, однако ее особенности (в частности, отсутствие у покупателя при розничных интернет-продажах возможности непосредственного контакта с товаром в момент принятия решения о покупке) создают дополнительные риски.
Как не стать жертвой мошенников в интернете? Ознакомиться с правовыми основами Интернет-торговли и соблюдать простые правила при выборе продавца.
Как регулируется дистанционная торговля в РФ
Схема продажи товаров через интернет возможно, благодаря положениями Гражданского Кодекса РФ (ст. 497). Также взаимоотношения между покупателями и интернет-магазинами регулируются:
- Постановлением Правительства РФ № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» от 27 сентября 2007 г.;
- Федеральным законом №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (ст. 26.1).
Важно: через интернет-магазин нельзя реализовать алкогольную продукцию, а также любые товары, реализация которых законодательством РФ запрещена или ограничена (п. 5 правил дистанционной торговли).
Учитывая специфику при дистанционной, законодатель обязывает продавца предоставить покупателю исчерпывающую информацию о потребительских свойствах товара, его производителе, цене, сроке службы/годности/гарантии, условиях доставки, порядке и сроках возврата (закон №2300-1, ст. 26.1, п. 4).
Основные правила поведения покупателя
Как показывает практика, основная причина разочарования в интернет-покупках — ошибки самих покупателей, которые проявляют при оформлении заказа невнимательность и излишнюю поспешность либо руководствуются при оценке товара собственными фантазиями.
Что же касается недобросовестных продавцов, то достаточно выполнять простые правила, чтобы не стать жертвой мошенников. Выбирая интернет-магазин, следует обратить внимание на такие моменты:
- цена товара, существенно ниже рыночной, обилие стимулирующих призывов и сообщений («количество ограничено», «акция», «реализация таможенного конфиската» и пр.);
- работа исключительно по предоплате;
- отсутствие возможности самовывоза товара или его курьерской доставки (злоумышленники легко могут предоставить фальшивые документы об отправке товара транспортной компанией, но они всячески избегают личных контактов);
- отсутствие полной контактной информации и сведений о продавце (магазин может представлять опасность, если контактные сведения ограничены формой обратной связи и номером мобильного телефона).
Любые подобные признаки —повод серьезно задуматься о целесообразности предполагаемой сделки.
Уважаемые граждане! Вы можете задать интересующие вас вопросы по механизму дистанционной торговли и порядку разрешения споров в связи с интернет-продажами прямо сейчас, обратившись на нашу горячую линию: