Клиент всегда прав. Особенно если это клиент интернет-магазина

По данным компаний Яндекс.Маркет и GfK Rus, в 2017 году каждый третий россиянин в возрасте 16-55 лет хотя бы раз приобретал товары в интернет-магазинах. Размер среднего чека составил 6410 рублей. Результаты исследования красноречиво говорят о том, что онлайн-торговля быстро развивается, а аудитория прирастает в среднем на 5% в год. Особенно активно наши соотечественники заказывают одежду и обувь, мелкую бытовую технику, косметику и парфюмерию. В конце рейтинга находятся спортивные товары, мебель и изделия ручной работы.
Риск — дело благородное?
Большинство покупателей — как реальных, так и потенциальных — считает покупки в Интернете довольно рискованными. Потребители боятся приобрести некачественный товар, отправить предоплату в никуда, получить заказ гораздо позже заявленного срока. Можно ли минимизировать риски? Да, если хорошо знать законодательные нормы и правильно применять их на практике. Права онлайн-покупателей затрагиваются в ГК РФ и целом ряде нормативных актов: ФЗ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и Постановлении № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». С 1 января 2018 года к ним добавился ГОСТ Р 57489-2017 «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет».
Права потребителя при дистанционной продаже
С позиции закона онлайн-покупатели защищены лучше, чем посетители обычных торговых точек. Владельцы интернет-магазинов обязаны предоставить потребителям полную информацию о продукции и самом продавце, позволяющую сделать правильный выбор. К таким данным относятся:
-
эксплуатационные характеристики, состав;
-
место производства;
-
условия приобретения, виды доставки;
-
порядок оплаты и точная стоимость;
-
сроки эксплуатации и гарантии;
-
правила безопасного использования;
-
наличие сертификатов;
-
реквизиты продавца;
-
порядок и сроки оформления возврата.
Перечисленная информация также сообщается потребителю в момент доставки заказа — письменно, исключительно на русском языке.
Покупатель может отказаться от оформленного заказа в любой момент до его передачи и в течение семи дней после получения. Исключение составляют товары надлежащего качества с индивидуальными характеристиками. Например, ортопедическую обувь, изготовленную под заказ, вернуть не получится. Если сроки возврата качественного товара не были указаны, потребитель может заявить о возврате в течение трех месяцев — в случае сохранности товарного вида и исходных свойств.
А что говорит ГОСТ?
Государственный стандарт призван защитить интересы потребителей и сделать процесс покупки максимально прозрачным. Проще говоря, интернет-магазин должен быть оформлен таким образом, чтобы любой человек — даже впервые посетивший сайт — смог разобраться в характеристиках товара, способах доставки и оплаты, правилах возврата и отказа от заявки.
Впрочем, некоторые требования выглядят довольно размытыми:
-
Интуитивно понятный интерфейс. Нет критериев оценки «понятности». Кому-то важна возможность сделать заказ в один клик, а кому-то — быстро перейти в корзину или отправить заявку без регистрации.
-
Максимально детализированная информация о товаре. Непонятно, какие характеристики нужно отображать при продаже холодильников, а какие — при продаже книг.
-
Наличие фотографий, сделанных с разных ракурсов. Это реально, если интернет-магазин специализируется на бытовой технике, и практически невыполнимо, если в продаже представлены тысячи видов электротехнической продукции.
-
Моментальное подтверждение заявки. Неясно, что делать с товарами, поставляемыми под заказ с длительным сроком ожидания.
-
Описание упаковки и ее защитной функции. Не проблема для тех, кто продает пылесосы и телевизоры — здесь достаточно рассказать о качественном картоне и пенопластовом усилении. Но как быть продавцам металлического профиля или рулонных тканей?
-
Электронный журнал учета случаев возврата. Чтобы подтвердить соответствие ГОСТу, интернет-магазин должен записывать каждое обращение покупателя и присваивать ему идентификационный номер. Форма и вид таких журналов не указаны.
-
Прием бракованного товара в любом месте, удобном покупателю. Получается, что представитель интернет-магазина обязан выехать на дом или встретиться с клиентом на станции метро? Или разработчики имели в виду, что покупатель вправе выбрать любой пункт самовывоза?
Новый ГОСТ пока носит рекомендательный характер. Это означает, что владельцев интернет-магазина не оштрафуют за его несоблюдение. Но бизнесмены могут пройти платную сертификацию, чтобы доказать свою добросовестность.
МВД России предупреждает
Многие из нас настолько привыкли к интернет-магазинам, что становятся невнимательными. Этой особенностью пользуются мошенники. Они создают сайты-одностраничники, заполненные товарами определенной группы (например, телефонами), и выставляют очень привлекательные цены. Как правило, такие интернет-ресурсы работают по стопроцентной предоплате. После получения денег представитель магазина несколько дней «маринует» покупателя, обещая скорую отправку, а затем сайт просто исчезает.
Если вы хотите приобрести товар по предоплате, внимательно изучите интерфейс магазина и условия сотрудничества. Отсутствие отзывов, скудные контактные данные, переписка через сомнительные электронные адреса, оплата на электронный кошелек или номер телефона, небольшой ассортимент при очень низких ценах — тревожные признаки.
У меня все ходы записаны
От проблем с доставкой и бракованного товара не застрахованы даже крупные интернет-ритейлеры. Чтобы минимизировать риски, сохраняйте переписку с магазином, фотографируйте недостатки или снимайте на видео распаковку полученного заказа. Не стесняйтесь заявлять о своих правах продавцу, направлять жалобы в Роспотребнадзор и обращаться за профессиональной юридической помощью. Помните, что закон — на вашей стороне!