Защита прав потребителей при навязывании услуг и товаров
Попытка принудить покупателя к приобретению товаров или услуг, в которых у него нет надобности — это грубое нарушение прав потребителя, и в действующем законодательстве РФ достаточно инструментов, чтобы привлечь недобросовестного продавца к ответственности.
Уважаемые граждане! Если нарушены ваши права потребителя, навязывание услуг или товаров можно обжаловать — узнайте, как это сделать, прямо сейчас у опытных специалистов нашей горячей линии:
Законодательство и защита потребителя от допуслуг и работ
Федеральный закон № 2300-1 «О защите прав потребителя» от 17.12.1999 прямо указывает, что навязывать дополнительно услуги или товары к основному приобретению запрещено (ст. 16, 2). С точки зрения защиты прав потребителей, навязывание услуг является нарушением права на свободный выбор товаров (работ, услуг), а понесенные в связи с этим убытки возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Пункт 3 этой же статьи освобождает потребителя от оплаты дополнительных работ/услуг, выполненных без его согласия, а по факту уже произведенной оплаты дает право требовать возврата уплаченной суммы.
Важно: согласие потребителя на выполнение дополнительных платных работ или услуг должно быть оформлено в письменной форме.
Распространенные случаи навязывания товаров и услуг
Среди наиболее распространенных на современном рынке услуг практик:
- принуждение граждан к заключению договоров страхования здоровья или недвижимости при оформлении кредитов;
- навязывание коммерческой организацией невостребованного товара или услуги в дополнение к востребованным.
Потребителю важно знать, что отказ от услуг страхования по закону не может быть основанием для отказа в кредитовании, так как это услуги не связанные (за исключением страхования залоговой недвижимости при ипотечном кредитовании).
В случае навязывания товара или услуги закон разрешает расторжение договора купли-продажи с возвратом потребителю денег, затраченных на приобретение дополнительного товара или услуги.
Важно: нарушающим права потребителя принуждением или навязыванием не может считаться ситуация, когда покупка дополнительной услуги или товара не является обязательным условием для приобретения желаемого товара/услуги.
Куда жаловаться на неправомерные действия продавца товаров и услуг
Человек, знающий положения закона о защите прав потребителей, при навязывании услуг может самостоятельно настоять на своем праве свободного выбора, при необходимости — привлечь руководство компании (магазина, кредитной организации и т.п.).
При невозможности добиться законного права для решения возникшей проблемы следует подключать Роспотребсоюз, общественные организации, судебные учреждения.
При нарушении ваших прав на свободный выбор товаров и услуг заручитесь поддержкой наших опытных юристов — и мы гарантированно добьемся справедливости, не доводя дело до суда: