Общество по защите прав потребителей
 

Юридическое агентство по защите прав потребителей

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Права потребителя

Телефон:

603-45-02 Написать нам
12
Апрель
2021
664
просмотров

Инициатива ЦБ РФ: телефонное мошенничество могут внести в Уголовный кодекс

Как сообщили РИА Новости, статья 159.6 Уголовного кодекса РФ может быть расширена: в Центробанке считают, что действия телефонных злоумышленников сегодня правомерно классифицировать как «мошенничество в сфере компьютерной информации» (именно так и называется упомянутая статья УК РФ).

Возможность принятия жестких мер в отношение создателей и «работников» мошеннических call-центров рассматривалась еще в 2019 г., когда ЦБ РФ предлагал ввести отдельный состав преступления для подобных лиц. Однако дальше обсуждений дело не пошло: любому следователю было понятно, что задержать такие мошеннические группы технически несложно, а вот предъявить обвинение злоумышленникам — практически невозможно.

В 2020 г. ситуация обострилась: по оценке специалистов Сбербанка, в нашей стране «приветом» от мошенников стал каждый десятый звонок по телефону, а телефонные номера клиентов банков пользуются повышенным спросом на криминальных ресурсах. Имея данные жертвы, преступники создают достоверную иллюзию звонка из финансовой организации или госоргана и, провоцируя необходимость быстрого выбора, подталкивают к принятию решений, приводящих к потере денег.

 

Тенденция стала особенно заметно развиваться на фоне связанных с пандемией COVID-19 карантинных мер. По данным ФинЦЕРТ ЦБ, чаще всего злоумышленники представляются именно сотрудниками службы безопасности банков, а в последние месяцы — еще и сотрудниками правоохранительных органов. В результате работы преступных call-центров в годовом сравнении заметно возросли:

  • число направленных операторам на блокировку телефонных номеров — на 86% (до 26,4 тыс.);
  • потери клиентов банков — в 1,5 раза (почти до 9 млрд. руб.)

Соответственно, стала очевидной необходимость принимать серьезные меры. Предложение Центробанка, в частности, предполагает упрощение квалификации данного вида преступлений и устранение существующей на сегодняшний день юридической коллизии, из-за которой допускается классификация телефонного мошенничества (равно как и прочих методов социальной инженерии) по разным статьям, как следствие — крайняя сложность доведения дел до судебных решений.

В Group-IB предложение ЦБ оценивают как вполне логичное: если в результате телефонного звонка деньги были похищены, сам механизм мошенничества не имеет принципиального значения. Действительно, перевел ли средства злоумышленникам сам обманутый клиент, открыл ли им секретный код, привязал ли к своему счету сторонний телефонный номер — в любом случае речь идет о завладении чужими средствами обманным путем. Но устранит ли упрощение квалификации проблему сбора доказательной базы?

 

Банкиры не раз выражали поддержку планам по ужесточению наказания для кибермошенников, утверждая, что только изменение УК и рост числа раскрытых преступлений способны стать заслоном от подобных злоумышленников.

Если инициатива найдет поддержку, и телефонное мошенничество будет отнесено строго к ст. 159.6, промышляющим в этом секторе преступникам при задержании будет грозить наказание вплоть до лишения свободы на срок до 10-ти лет.

Напомним, что указанная статья УК введена в 2012 г., поэтому описываемые в ней методы присвоения/хищения чужого имущества телефонному мошенничеству соответствуют не в полной мере. Превращение данного вида преступной деятельности в национальное бедствие требует изменения формулировок, однако в Банке России пока не смогли ответить, как именно должна быть изменена ст. 159.

Опишите ниже Вашу ситуацию,
и мы обязательно Вам поможем!

    Согласие об обработке персональных данных
    Звоните по телефону горячей линии:
    + 7 (812) 603-45-02
    ИЛИ
    Подайте электронную жалобу
    ×
    Поделитесь своей проблемой, и мы поможем

      Согласие об обработке персональных данных