Отказ от путевки и возврат билетов из-за коронавируса
11 марта 2020 г. ВОЗ установила правила и меры профилактики во время пандемии коронавируса Covid-19, уточнив, что коронавирус затронул все материки и континенты, практически все страны и города. Неудивительно, что первой под удар попала сфера туризма и отдыха, а также очень многие граждане, которые планировали путешествия заблаговременно.
Как отказаться от туристических услуг по закону
Турист-физлицо при разногласии с туристическими фирмами опирается на закон №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992, он позволяет в любое время расторгнуть договор об оказании услуг. Главное условие — компенсация турфирме затрат, которые произошли в связи с выполнением условий договора.
В жизни эту статью зачастую используют именно турфирмы, говоря о том, что они готовы принять отказ от путевки и выполнить возврат билетов, но только после удержания большей части цены тура в счет расходов, вызванных исполнением договора.
Отменной путевок в наше время никого не удивишь: наши соотечественники, заранее планировали поездки, массово отказываются от путешествий. Каждый желает при этом вернуть полную стоимость путевки. Возможно ли это?
Особенности расторжения договора с турфирмой из-за коронавируса
В теории, существует основной документ, который устанавливает взаимоотношения сторон в сфере туризма — федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996. Статья 14 говорит нам о том, что гражданин в праве от тура в страну, где существует угроза жизни и здоровья.
При всем при этом, МИД РФ обозначает угрозу из-за Covid-19 только в КНР, Иране, Италии, Южной Корее. Однако можно беспрепятственно посещать и покидать эти страны.
Исходя из этого крайне необходимым стало заявление Роспотребнадзора, в котором говорится о том, что турфирмы должны возвращать сумму, эквивалентную цене турпродукта, если договор расторгается до начала тура. При таком официальном взгляде на ситуацию граждане могут:
- пользоваться законом №2300-1, ссылаясь на то, что нет возможности предоставить туристические услуги;
- претендовать на возврат невозвратных билетов в связи с коронавирусом.
Как вернуть путевку из-за угрозы Covid-19
Первым делом необходимо написать письменное заявление через турагента в адрес туроператора со ссылкой на объявленные Роспотребнадзором рекомендации туристам. На основе этого заявления, в случае согласия сторон составляются:
- соглашение об аннуляции договора на предоставление туристических услуг, в котором указывается конкретная сумма возврата и механизм выплаты;
- допсоглашение о переносе тура в котором указываются новые даты и сроки, а так же новые условия на основе анализа изменения стоимости.
По закону турфирма должна ответить в течении 10 дней; ответ составляет турагент, исходя из решения туроператора. Нет четко установленных сроков возврата денежных средств за неиспользованную путевку, как правило это происходит по договоренности сторон. Однако в любом случае потребитель имеет право не согласиться с предложенными условиями, ссылаясь на закон «О защите прав потребителя», устанавливающий общий 10-дневный срок удовлетворение требований клиента.
Важно: срыв срока возврата денег влечет за собой начисление штрафов за нарушение прав потребителя. В случае срыва срока возврата денежных средств, на фирму могут быть начислены штрафы за нарушение прав потребителя.