Некачественные коммунальные услуги
За исправную работу электросетей, системы водоснабжения, отопления и канализации, за состояние подъездов и придомовой территории, а значит и за комфорт в домах отвечают коммунальные службы. Но что делать, если качество коммунальных услуг не соответствует должному уровню, а платить за них приходится в полном объеме? В данной статье будет рассмотрено, как отстоять свои права в споре с коммунальщиками.
Главный документ, на который необходимо ориентироваться в данном вопросе, это «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В нем четко прописаны обязательства служб ЖКХ и требования к объему и качеству предоставляемых ими услуг.
В обязанности коммунальных служб перед жильцами входит:
- Обеспечивать комфортные и безопасные условия для жильцов;
- Вести учет обращений жильцов, следить за сроками и результатами рассмотрения жалоб;
- Отвечать на заявления, требования, претензии и жалобы потребителей в течение 3-х рабочих дней;
- Немедленно реагировать на жалобы потребителей о фактах утечки газа, на наличие соответствующих запахов;
- Компенсировать ущерб, причиненный здоровью, жизни и имуществу жильцов, связанный с некачественным оказанием коммунальных услуг.
Полный перечень обязанностей управляющей компании прописан в договоре управления, который с данной УК заключался. Отдельные обязательства УК могут быть включены в договор по желанию жильцов. Например, установка и обслуживание системы видеонаблюдения в подъезде. Если у вас нет на руках договора для ознакомления, вы можете попросить его копию в управляющей компании. Они обязаны ее предоставить.
Уважаемые граждане! Если вы столкнулись с некачественными услугами УК, обязательно отстаивайте ваши права. Не нужно терпеть холод в квартирах, грязь в подъезде, нестабильную подачу горячей воды и заваленные снегом тротуары. Если вы не знаете, куда жаловаться и какие действия предпринять, проконсультируйтесь с юристом.
Получение компенсации от коммунальных служб
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» граждане вправе требовать перерасчета и выплаты неустоек, если услуги со стороны коммунальщиков оказываются некачественно или в неполном размере.
Если в результате некачественных услуг ЖКХ потребителю был нанесен ущерб, необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Коммунальные службы, в свою очередь, обязаны в течение 12 часов составить и подписать акт по факту произошедшего инцидента. Если заявитель не имеет возможности присутствовать при подписании, свою подпись должны поставить два незаинтересованных лица. Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у исполнителя, второй – у заявителя.
Жильцы также вправе потребовать компенсации за дополнительные работы и услуги, которые были выполнены без их письменного согласия. В этом случае можно рассчитывать на возврат или списание всей суммы.
Некачественные услуги ЖКХ
Если качество или объем коммунальных услуг не соответствуют норме, потребитель имеет право потребовать перерасчет в сторону уменьшения платежа или полное освобождение от уплаты за такое обслуживание.
В Правилах четко прописаны требования к работе коммунальщиков. Здесь же указаны допустимые отступления и максимальная длительность перерывов в предоставлении услуг (например, отключение воды или электричества). В случае аварии или иных вынужденных перерывов в работе коммунальных служб должен быть сделан перерасчет за их услуги.
Ваш порядок действий при обнаружении факта некачественного предоставления коммунальных услуг:
- Уведомить аварийно-диспетчерскую службу письменно или устно. Ваше обращение должно быть зарегистрировано;
- В течение 2-х часов с момента обращение проводится проверка (возможно и иное время проверки, но по согласованию с потребителем);
- Если коммунальные службы отказываются признавать факт ненадлежащего качества услуг, потребитель может инициировать проведение независимой экспертизы;
- После устранения неисправностей и восстановления надлежащего качества оказываемых услуг потребитель должен удостовериться, что его требования выполнены в полном объеме. Для этого проводится проверка в присутствие заявителя с составлением акта о результатах.
Обращаем ваше внимание, что отсчет времени предоставления некачественных коммунальных услуг начинается с момента регистрации жалобы в аварийно-диспетчерской службе. Если в ходе разбирательств возникает необходимость привлечения независимого эксперта, его услуги оплачивает управляющая компания.
Жалоба в вышестоящие инстанции
Если заявка в аварийно-диспетчерскую службу была подана, но проблему это не решило, жильцы могут обращаться инстанции:
- Руководство управляющей компании;
- Органы жилищного надзора и контроля;
- Районная прокуратура;
- Суд.
Обращение в суд – крайняя мера, на которую приходится идти, если не удается ничего добиться в вышеуказанных инстанциях. Также исковое заявление придется подать, если недобросовестная работа управляющей компании повлекла за собой ущерб для жильцов. В данном случае вы можете требовать выплату штрафа в размере 50% от присужденной суммы, а также моральную компенсацию.
Ответственность управляющей компании
Помимо добросовестного выполнения обязательств и выплаты компенсации УК можно привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа в этом случае может доходить до 300 000 рублей. Также возможна приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Если низкое качество услуг ЖКХ связано с неполным или несвоевременным перечислением денег поставщикам коммунальных услуг, то к ответственности привлекается руководитель УК. Возможное наказание – вплоть до лишения свободы на срок до 2-х лет.
Уважаемые граждане! Если вы недовольны работой управляющей компании или качеством услуг ЖКХ, звоните на нашу горячую линию. Опытные юристы рассмотрят вашу проблему, ответят на вопросы и подскажут порядок действий.