Нарушение прав потребителя в оказании транспортных услуг
Автор: Толстикова Дарья Константиновна
Договор между потребителем и юрлицом (индивидуальным предпринимателем) по предоставлению какой-либо транспортной услуги (перевозка пассажиров, доставка грузов и багажа, выполнение погрузочно-разгрузочных работ) является разновидностью договора на оказание услуг, в силу чего регламентируется не только гражданским кодексом, но и положениями закона ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (главы 1, 3).
Узнайте прямо сейчас о том, как закон защищает права в вашем конкретном случае, в рамках бесплатной консультации:
Критерии качества услуги перевозки
Ст. 4 ФЗ №2300-1 обязует перевозчика во исполнение прав потребителей предоставлять транспортные услуги надлежащего качества. Качество транспортной услуги определяется мерой её соответствия договору, в отсутствие такового — стандартным требованиям, предъявляемым к услугам такого рода.
Под качеством пассажирской перевозки по договору подразумевается выбранный класс обслуживания:
- комфортность посадочного места;
- обеспечение питанием;
- дополнительные услуги.
Так, в авиаперевозках предлагается первый, бизнес и эконом-класс обслуживания; в ж/д перевозках — проезд в купейном, плацкартном или общем вагоне и т. п.
Другие права потребителей транспортных услуг
Помимо права на приобретение качественной услуги, в соответствии со статьями главы1 ФЗ №2300-1 потребитель имеет право рассчитывать на:
- безопасность перевозки (ст. 7);
- имущественную ответственность исполнителя за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу (ст. 14);
- достоверность информации (ст.ст. 8-10): общей о перевозчике, точных данных о расписании движения, стоимости билетов и провоза багажа, действующих льготах для отдельных категорий граждан и т.д.
За отсутствие данных или предоставление недостоверной информации ст. 12 предусматривает ответственность перевозчика. Также перевозчик отвечает за нарушение сроков предоставления услуги и за утрату груза или багажа (в рамках ст. 796 ГК РФ, норм транспортных Уставов и Кодексов и по статьям 27-28 закона о защите прав потребителей).
Как противодействовать перевозчику-нарушителю
Потребитель, которому оказана некачественная транспортная услуга, вправе предъявить перевозчику установленные ст. 29 ФЗ №2300-1 требования в форме письменной претензии (сроки предъявления претензий устанавлены уставами и кодексами по каждому виду транспорта — например, в Уставе жд транспорта РФ — глава 8, в Уставе автотранспорта — глава 7, в Кодексе внутреннего водного транспорта — глава 18).
Претензионный порядок разрешения споров, связанных с договором перевозки грузов, является обязательным в соответствии со ст. 797 ГК РФ. Отсутствие желаемого результата в досудебном урегулировании спора — основание для подачи искового заявления в суд.
В законодательстве, регламентирующем взаимоотношения между потребителем и поставщиком транспортных услуг, постоянно происходят изменения, учесть которые в состоянии только профессионалы. Свяжитесь с юристами, которые гарантированно отстоят ваши права: