Претензионная работа
Автор: Толстикова Дарья Константиновна
Обязательный претензионный порядок
Довольно часто в бизнесе контрагент оказывается недобросовестным. Бывают разные ситуации: работа не выполнена, деньги не заплачены, услуги не оказаны — это далеко не весь список. Когда не удается решить конфликт путем переговоров, многие спешат обратиться в суд. Главное — соблюсти претензионный порядок.
Категории споров
У юридического лица могут быть претензии как к другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, так и к физическому лицу. Категория контрагента никак не влияет на необходимость досудебной претензии. От нее зависит суд, в который юридическое лицо будет обращаться после соблюдения претензионного порядка. Споры между юрлицами и предпринимателями решает Арбитражный суд. Споры между юридическим лицом и гражданином рассматривает суд общей юрисдикции, он же — гражданский. Таким образом, в претензии нужно будет ссылаться на нормы Арбитражного процессуального кодекса либо на нормы Гражданского процессуального кодекса, соответственно.
Когда претензия обязательна
Претензионный порядок в арбитражном процессе установлен ч. 5 статьи 4 АПК РФ.
Согласно закону, досудебное урегулирование обязательно при решении споров, которые возникли:
-
из договорных отношений
-
из других видов сделок;
-
из-за неосновательного обогащения.
В гражданском законодательстве претензионный порядок необходимо соблюдать в случае:
-
во всех случаях, вытекающих из договорных отношений;
-
при наличии финансовых претензий;
-
в спорах, связанных с сервитутами на землю и сооружения;
-
в рамках государственных и муниципальных контрактов.
Это основной перечень, с которым может столкнуться юридическое лицо в своей деятельности.
Форма и срок претензионного порядка
Согласно закону претензия должна соответствовать следующим критериям:
-
изложение в письменной форме;
-
содержание в себе конкретных требований;
-
содержание обстоятельства, на которых основано требование заявителя;
-
содержание сумму и расчет заявленных требований.
Срок для рассмотрения и ответа на претензию — 30 календарных дней. Если контрагент никак не отреагировал — можно обращаться в суд.В суде придется подтверждать, что претензионный порядок был соблюден. Поэтому необходимо иметь доказательства.
-
Если претензия была доставлена курьером, подтверждением служит отметка о ее принятии контрагентом на вашем экземпляре.
-
Если претензия была направлена почтой — уведомление о вручении контрагенту.
-
Если письмо с претензией не было вручено адресату и не дождалось получения — вернется уведомление о том, что срок хранения истек — это тоже доказательство.
Последствия несоблюдения претензионного порядка
Понятно, что претензионному порядку стоит уделить должное внимание.
Если его не соблюсти и сразу обратиться в суд — исковое заявление вернется или останется без движения,то есть без возможности дальнейшего рассмотрения.Суд вынесет определение о необходимости соблюдения претензионного порядка. Как следствие — потраченное впустую время.
Также некоторые вопросы можно решить на стадии досудебного урегулирования. Здесь многое зависит от качества и грамотности изложенных в претензии требований.
Чтобы не потерять свои деньги и не упустить время, стоит изначально доверить составление претензии профессиональным юристам. Наши специалисты готовы оказать квалифицированную помощь юридическим лицам. Обратившись к нам, вы ничего не потеряете. Расходы на правовые услуги всегда можно возместить через суд, а иногда контрагенты готовы выплатить их в добровольном порядке.