Жалоба на банк в Роспотребнадзор
Кредитные организации РФ (равно как и все прочие, функционирующие на территории страны) должны вести свою деятельность в соответствии с законодательством. Но ни для кого не секрет, что даже в стенах крупных банков не редки некомпетентность сотрудников, неуважительное отношение к клиентам и даже проблемы с размещенными на банковском счету денежными средствами.
При этом многие граждане испытывают определенный пиетет по отношению к подобным организациям, опасаясь жаловаться на нарушения или просто не зная, куда можно обратиться. Скажем так: любое нарушение прав потребителя банковских услуг — прямое основание для подачи жалобы на банк в Роспотребнадзор.
Уважаемые граждане! Следует сразу же отметить, что неправомерные действия банка или его сотрудников можно обжаловать в разных инстанциях (ЦБ РФ, финансовый омбудсмен, ФАС, прокуратура), но только служба потребительского надзора занимается проблемами, в рамках которых гражданин выступает именно в роли неудовлетворенного потребителя услуг.
Это важно, так как инстанция выбирается в зависимости от сложившейся ситуации, и неправильно адресованное обращение просто будет оставлено без рассмотрения.
Когда поможет орган потребительского надзора
Права гражданина-потребителя товаров и услуг закреплены в федеральном законе №2300-1 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. Контроль над выполнением положений этого закона в самых разных сферах — одна из основных функций Роспотребнадзора.
Среди оснований для подачи в данную инстанцию соответствующей жалобы можно выделить:
- ущемляющие права потребителя пункты кредитного договора (ограничение подсудности, право кредитной организации изменять условия сотрудничества в одностороннем порядке и пр.);
- ограничение права заемщика на досрочное погашение предоставленного кредита;
- отсутствие полной и достоверной информации об услугах, введение клиента в заблуждение относительно банковских продуктов;
- скрытые платежи и комиссии (например, взимание платы за обслуживание);
- навязывание дополнительных услуг (страховка, оценка объекта и т.п.);
- неправомерное снятие денежных средств с клиентского счета;
- передача долгов по кредиту коллекторским агентствам.
При возникновении разногласий с такой солидной структурой, как банк, следует помнить, что закон защищает права и интересы граждан. Одним из ярких примеров можно считать повсеместно распространенное навязывание страховых услуг при оформлении банковского кредита. Конституция РФ, однако, однозначно определяет добровольность этого действия, и Роспотребнадзор — именно тот орган, который поможет вернуть деньги за страховку (в том числе при досрочном погашении займа).
Заявление в Роспотребнадзор на банк: как написать и как подать
Если основание для обращения выбрано правильно, остается разобраться с тем, как составить собственно жалобу и как передать ее на рассмотрение.
В 2017 г. вступил в действие закон № 277-ФЗ, который установил два важных момента процедуры взаимодействия с надзорным органом:
- во-первых, Роспотребнадзор теперь не рассматривает анонимные обращения;
- во-вторых, обращаться в данную инстанцию следует только после неудавшейся попытки решить проблему самостоятельно, направив банку-нарушителю письменную претензию.
Действующий ныне претензионный порядок обращения обязует заявителя прикладывать к пакету документов экземпляр претензии и подтверждение того, что сторона спора получила этот документ (штамп о принятии или почтовая квитанция о направлении заказного письма с уведомлением о вручении адресату).
Правильное составление жалобы
Обращение может быть напечатано или написано от руки, форма изложения — свободная, но с обязательным соблюдением делового стиля, направляется на имя руководителя конкретного отделения федеральной надзорной службы (достаточно указания должности).
Основные требования к предоставляемой в орган информации:
- сведения о заявителе и нарушителе (собственные персональные данные, наименование и реквизиты банка, контакты обеих сторон);
- подробное описание обжалуемого нарушения;
- ссылки на имеющиеся доказательства, перечисление прилагаемых документов;
- цель обращения (четко сформулированная просьба или требование);
- дата и личная подпись.
Для того, чтобы заявление было принято к рассмотрению, оно должно быть разборчивым (читаемым) и не должно содержать угрозы/оскорбления/ненормативную лексику. Принятая Роспотребнадзором жалоба — основание для проведения проверки деятельности банковской организации.
Способы подачи обращения
Сегодня для борцов за свои права созданы все условия, и жалобу в любую инстанцию можно подать, даже не выходя из дома. Есть такая возможность и на официальном сайте Роспотребнадзора. Причем практика свидетельствует: оперативные ответы поступают именно по электронным обращениям, так как их обработка производится ежедневно.
Для тех, кто не овладел преимуществами онлайн-возможностей, остаются доступными традиционные каналы:
- личный визит в ближайшее отделение ведомства;
- почтовое отправление (целесообразно заказным письмом).
Уважаемые граждане! Если же процесс подготовки и/или подачи жалобы кажется вам слишком сложным, всегда можно (а в большинстве случаев это целесообразно и оправданно) воспользоваться помощью профессионала в рамках юридической консультации: