Жалоба в Роспотребнадзор на управляющую компанию
Конституция РФ гласит, что оплативший услугу гражданин вправе рассчитывать на то, что она (услуга) будет отвечать заявленному качеству, а в противном случае — может требовать возмещения своих затрат. В этой статье мы поговорим о том, в связи с чем и как составляется жалоба в Роспотребнадзор на управляющую компанию.
Роспотребнадзор является одной из организаций, призванных защищать права потребителей, а в отношениях с УК граждане выступают именно как потребители — вот почему жильцам многоквартирных домов, недовольным качеством предоставляемых им коммунальных услуг, правомерно жаловаться в эту инстанцию.
Полномочия службы надзора в отношении УК
Контроль над деятельностью управляющих компаний в Российской Федерации возложен на специальный орган — Государственную жилищную инспекцию. Именно ГЖИ в рамках своей многопрофильной деятельности обслуживает жалобы граждан практически по всем связанным с управлением многоквартирными жилищными хозяйствами аспектам.
Зачем же в таком случае нужна жалоба в Роспотребнадзор на УК? Дело в том, что данная федеральная служба имеет особые возможности в части решения специфических профильных задач, а именно — проблем, приводящих к нарушению прав потребителей: граждане оплачивают коммунальные услуги по установленному тарифу, и Роспотребнадзор уполномочен следить за тем, чтобы качество предоставленных услуг находилось на должном уровне, а их стоимость была соразмерна качеству.
В виде услуг для жильцов МКД рассматриваются:
- водоснабжение (горячее и холодное);
- канализационный водоотвод;
- газо- и электроснабжение;
- отопление;
- проведение эксплуатационных и ремонтных работ;
- вывоз мусора, уборка территории общего пользования.
Нарушения в части коммерческих отношений между управляющей компанией и жильцами становится основанием для обращения последних в надзорное ведомство.
Важно: принять решение о возврате потребителю средств за услугу ненадлежащего качества вправе исключительно Роспотребнадзор (законодательное основание — ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992).
Составление жалобы в Роспотребнадзор: требования и нюансы
Обращение, озаглавленное как «Заявление» или «Жалоба», пишется в свободной форме на имя руководителя выбранного отделения федеральной надзорной службы; отсутствие сведений о фамилии занимающего эту должность лица помехой не является.
Обязательная информация:
- данные заявителя (персональные для идентификации и контактные для обратной связи);
- сведения об УК-нарушителе (наименование и реквизиты);
- сведения о непорядочности управляющей компании в коммерческих отношениях (предоставление недоброкачественной услуги или непредоставление услуги вовсе, несмотря на выполненную оплату по тарифу);
- базовые доказательства (оформляются в виде приложения, в самом заявлении перечисляются прилагаемые документы);
- требование или просьба, определяющие цель данного обращения (восстановить надлежащее качество услуги, обеспечить возврат денег).
Обращение обязательно датируется и заверяется личной подписью заявителя. Жалоба, принятая Роспотребнадзором, становится основанием для полной проверки деятельности управляющей компании.
Как написать заявление, чтобы его приняли к рассмотрению
Одно из основных требований — указание имени заявителя: с 2017 г. ведомство не рассматривает анонимные жалобы в принципе. Документ может быть как распечатан (личная подпись обязательна), так и написан вручную — но разборчиво.
Просьба/требование должны соответствовать полномочиям инстанции. Примеры обращений, которые подлежат рассмотрению данной надзорной службой:
нарушение |
последствия |
---|---|
отсутствие отопления в холодный период года |
простудные заболевания малолетних детей |
протекание крыши |
порча мебели и прочего имущества, потребность в ремонте |
горячая вода не соответствующей стандартам температуры |
перерасход газа и электроэнергии на подогрев воды для бытовых нужд жильцов |
Перед тем, как подать заявление/жалобу, текст следует внимательно вычитать на предмет:
- четкости изложения проблемы и требований;
- правильности адресов и наименований;
- сохранения делового стиля, изложения фактов юридически корректным языком.
Недопустимыми являются оскорбления, угрозы, использование ненормативной лексики.
Претензионный порядок подачи жалобы
В 2017 г. вступил в силу закон 277-ФЗ от 03.07.2016, усложнивший процедуру обращения граждан в Роспотребнадзор, а именно — установивший ее претензионный порядок: теперь жалобу в государственный надзорный орган необходимо предварять направлением управляющей компании-нарушителю письменной претензии.
Таким образом, обращаться в службу надзора можно только в том случае, если компания-нарушитель проигнорировала требования потребителя коммунальных услуг либо ответила на них отказом. Экземпляр претензии, а также подтверждение того, что она была передана другой стороне спора надлежащим образом, необходимо прикладывать к обращению в обязательном порядке.
Уважаемые граждане! Для того чтобы грамотно составить жалобу и обеспечить ее рассмотрение специалистами Роспотребнадзора с первого раза, целесообразно воспользоваться профессиональной юридической поддержкой: