Как вернуть деньги за медицинские услуги
Автор: Толстикова Дарья Константиновна
В нашем обществе существует устойчивое мнение, обжаловать непрофессиональные действия или бездействие врачей (тем более — вернуть деньги, потраченные на лечение) практически невозможно. На самом деле, действуя правильно, можно добиться и наказания виновных, и материального возмещения.
Уважаемые граждане! Специалисты нашей горячей линии расскажут, как вернуть деньги за медицинские услуги по закону и помогут выработать правильную линию в вашем конкретном случае:
Ответственность за предоставление некачественной услуги
Гражданский кодекс РФ устанавливает материальную и гражданскую ответственность юридического лица, сотрудник причинил вред гражданину (ст. 1068). Соответственно, за некачественные медицинские услуги по закону отвечает медицинское учреждение (государственное или частное).
Если действия или бездействие медработников подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ, персональную ответственность несет совершившее преступление лицо (врач, медсестра), а материальную — все равно медучреждение.
Согласно Федерального закона № 323, материальный (имущественный) ущерб от некачественных медицинских услуг делится на 2 категории:
- полученный в результате временной потери нетрудоспособности (убытки или недополученная прибыль);
- компенсация потребовавшегося дополнительного лечения.
Как доказать низкое качество представленных услуг
Установить, имели ли место нарушения со стороны медицинских работников, можно только с помощью экспертизы качества медпомощи, которая констатирует:
- неправильные или несвоевременные действия, ошибки, упущения со стороны врачей и медперсонала;
- собственно факт повреждения здоровья пациента;
- наличие причинно-следственной связи между ухудшением состояния здоровья и допущенными ошибками или невыполнением необходимых мер.
Важно: в суде такое заключение беспристрастным доказательством не считается; при необходимости назначается судебная экспертиза, проводимая специальным экспертным учреждением.
Возврат денег за медуслуги: алгоритм действий
Закон предусматривает претензионный порядок разрешения подобных споров, поэтому первым шагом является направление письменной претензии в адрес руководства медицинского учреждения.
Получив отрицательный ответ (а на позитивную реакцию обычно рассчитывать не приходится) или не получив ответ в установленный законом срок, гражданин получает право подать исковое заявление в суд, обеспечивая максимальную доказательную базу (результаты обследований, фото-, видеоматериалы и пр.) Параллельно составляются жалобы в Росздравнадзор и в прокуратуру.
Важно: в рамках Закона о правах потребителей иски в связи с некачественными медуслугами освобождены от уплаты госпошлины.
Узнать, можно ли вернуть деньги в вашем конкретном случае, какие документы для этого понадобятся и как отстоять свои интересы в суде вы можете, обратившись к нашим опытным юристам: