Некачественные медицинские услуги
Качество медицинских и косметологических услуг часто вызывает недовольство граждан. К сожалению, далеко не все понимают, что делать в такой ситуации, и куда жаловаться. В данной статье будет рассмотрено, как грамотно отстоять свои законные права, добиться от клиники добросовестного исполнения обязательств или получить возврат денег.
Какие законы регулируют качество медицинских услуг?
Сразу оговоримся, что к медицинским услугам по закону относится любое вмешательство в организм человека. Это не только лечение, но и диагностика, профилактика, реабилитация после болезни. Все эти услуги в России регулируются следующими нормативными актами:
- №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг;
- Стандарты и порядки оказания медицинской помощи.
Обращаем ваше внимание, что под закон «О защите прав потребителей» попадают только некачественные платные медицинские услуги.
Когда нужно отстаивать свои права?
Таких случаев множество. Это может быть халатное отношение со стороны врачей, что повлекло за собой причинения вреда здоровью пациента, некачественное, ошибочное или неоконченное лечение, невыполнение отдельных пунктов договора, бездействие врачей и многое другое. Также причиной разбирательств может стать требование оплаты за услуги, которые по закону должны быть бесплатными.
Уважаемые граждане! Если вы столкнулись с недобросовестной работой медицинского учреждения, не пускайте вопрос на самотек. Шаг, который вы можете сделать уже сейчас – проконсультироваться с юристом. Опытные специалисты подскажут, куда обращаться, как составить претензию, жалобу, исковое заявление.
На что может рассчитывать пациент?
Пациент имеет законное право потребовать:
- Устранения признаков некачественного лечения без дополнительной оплаты;
- Перерасчет стоимости работ в сторону уменьшения и возврат разницы в цене;
- Повторное выполнение работ без дополнительной платы;
- Компенсацию затрат на услуги другого медучреждения;
- Компенсацию финансовых затрат на последствия некачественного лечения.
Если недостатки являются существенными или клиника отказывается/не может их устранить, пациент вправе потребовать расторжения договора, полного возврата денежных средств и возмещения вреда.
Досудебное урегулирование конфликта
Столкнувшись с некачественными медицинскими услугами, в первую очередь необходимо предпринять попытки для мирного решения вопроса. Первый шаг – подача претензии.
Претензия составляется на имя руководителя клиники. Документ можно оформить в свободной форме. Важно подробно описать проблему и требования к медицинской организации, а также приложить копии имеющихся документов, подтверждающих факт лечения и наличия нарушений. Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя.
Претензию можно подать лично или направить заказным письмом с уведомлением о вручении. В первом случае в приемной клиники сотрудники должна поставить отметку на втором экземпляре (дата вручения и подпись лица, получившего документ). При отправке почтой важно указать, что отправление является именно претензией.
Если описанные выше действия не дали результата, следующим шагом будет подача претензии в вышестоящие инстанции.
Жалоба в страховую компанию
Если некачественное предоставление медицинских услуг произошло по полису добровольного медицинского страхования (ДМС), то клиент вправе жаловаться страховщику.
Страховая организация обязана следить за качеством услуг медучреждений, с которыми заключен договор. При поступлении жалобы страховщик должен проверить, соблюдались ли клиникой стандарты и порядок оказания медицинской помощи. Если нарушения будут выявлены, клиника не получит деньги за проделанную работу, а застрахованному лицу будет предоставлена возможность воспользоваться услугами повторно.
Жалоба в Роспотребнадзор
Контроль над работой медицинских учреждений, оказывающих услуги на коммерческой основе, входит в обязанности Роспотребнадзора. Чтобы в отношении клиники была проведена проверка, необходимо подать жалобу.
Жалоба составляется в письменном виде в свободной форме. Важно лишь четко изложить факт некачественно оказания медицинских услуг, а также указать данные учреждения и пациента. Обращение будет рассмотрено в течение 30 дней. В случае выявления нарушений в адрес клиники направляется предписание, где указываются недостатки и сроки для их устранения.
Жалоба в Росздравнадзор и Минздрав
Основной контроль над деятельностью государственных и частных медицинских учреждений осуществляет Росздравнадзор и Департамент здравоохранения субъекта РФ. В задачи ведомств входят как плановые, так и внеоочередные проверки клиник по жалобам пациентов. Клиент имеет право подать жалобу и в Росздравнадзор, и в Минздрав. Если факт некачественного медицинского обслуживания подтвердится, лица, которые несут за это ответственность, будут наказаны.
Обращение в суд
Если урегулировать конфликт мирным путем не удалось, необходимо подавать исковое заявление в суд. Также в суд придется обратиться, если вы хотите получить от клиники денежную компенсацию за ущерб здоровью, моральный вред, сопутствующие расходы и неустойку за отказ выполнять условия договора.
В ходе разбирательств будет проведена судебная медицинская экспертиза. Эксперты ознакомятся с медицинской картой пациента, проверят работу клиники на соответствие клиническим протоколам, стандартам и порядку оказания медицинской помощи.
Уважаемые граждане! Если вы не знаете, как вернуть деньги за недобросовестное медицинское обслуживание, звоните на нашу горячую линию. Опытный юрист рассмотрит ваш вопрос, даст оценку делу и распишет пошаговый порядок действий.