Жалоба в Роспотребнадзор на врача
Кто из нас не слышал о пагубных последствиях врачебных ошибок и халатности? Но мы живем в такое время, когда даже о качестве медицинской помощи необходимо позаботиться самому, а именно — следить за тем, какого качества услуги нам предлагают. Одним из действенных инструментов такого контроля является жалоба в Роспотребнадзор на врача, но надо четко понимать, в каких случаях она будет рассмотрена и принята в работу.
Важно: в России предоставление медицинской помощи является деятельностью лицензируемой, поэтому при обращении в медучреждение гражданин вправе запросить лицензию, чтобы убедиться в законности предложения. Из этого документа можно узнать название учреждения, его реквизиты и место деятельности для сопоставления с данными на сайте выдавшего лицензию уполномоченного госоргана.
Права пациента по закону
Основной закон — Конституция РФ — гарантирует гражданам охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Регулирует сферу оказания медпомощи в нашей стране Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья», который, в частности, устанавливает право пациента на:
- выбор медучреждения и врача;
- соответствие условий в медорганизациях по профилактике/диагностике/лечению/реабилитации установленным санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение полной и достоверной информации о лечебном учреждении, о своих правах и обязанностях в рамках предоставления медуслуг;
- отказ от медицинского вмешательства;
- распоряжение сведениями о состоянии своего здоровья и защиту врачебной тайны;
- во время лечения в стационарных условиях — на получение питания, допуск лиц для защиты своих прав, допуск священнослужителя.
Коме того, пациент, получающий врачебную помощь на платной основе (а значит — являющийся потребителем медицинских услуг), находится в зоне действия федерального закона №2300-1 «О защите прав потребителя». Именно рассмотрением этой части прав пациента и уполномочен заниматься орган потребительского надзора.
Основания для написания заявления в Роспотребнадзор
Обращаясь в клинику (поликлинику, больницу), необходимо помнить, что, приняв на себя обязанности по предоставлению медицинских услуг, врачи и медперсонал несут также и полную ответственность за качество их оказания.
При выявлении тех или иных нарушений гражданин может жаловаться руководству самого медучреждения, в Минздрав, в прокуратуру, отстаивать свои интересы в суде. В Роспотребнадзор целесообразно обращаться только в случаях, когда речь идет о нарушении, связанном не с собственно медициной, а именно с предоставляемым сервисом — с потребительскими правами пациентов.
Основаниями для подобного обращения могут, к примеру, стать:
- грубость со стороны медперсонала или врача;
- нанесение пациенту оскорбления;
- разглашение его персональных данных;
- необоснованное назначение дорогостоящих препаратов;
- навязывание услуг, предоставляемых на платной основе и т.п.
Иначе говоря, в жалобе на врача акцент должен быть сделан на нарушение норм обслуживания и/или низкое качество оказанных услуг, обращение по другим поводам будет пустой тратой времени, так как к рассмотрению его не примут.
Как подать жалобу в орган потребнадзора
Не будет принято к рассмотрению и обращение, которое подано с нарушением процедуры либо неправильно составлено. Что обязательно нужно знать о процедуре?
С 2017 г. на территории РФ действует закон №277-ФЗ от 03.06.2016, установивший претензионный порядок обращения в Роспотребнадзор, что на практике применительно к рассматриваемому вопросу означает следующее: столкнувшись с нарушением своих прав, гражданин должен самостоятельно предпринять попытку обжаловать ситуацию у руководства медорганизации, направив письменную претензию.
Уважаемые граждане! Если руководитель примет сторону своего подчиненного и откажет в удовлетворении требований пациента или же если ответ на направленную надлежащим способом (именным заказным письмом или через приемную под штамп о вхождении корреспонденции) не поступит в течение отведенных законом 10-ти дней, только тогда можно приступить к составлению жалобы в надзорное ведомство.
Как написать заявление: основные требования
Обращение пишется (вручную или на принтере) в свободной форме, но с соблюдением правил в отношении доносимой информации. В документе необходимо указать:
- собственные данные (персональные и контактные);
- полные и достоверные сведения об организации-нарушителе, включая фактический и юридический адрес;
- проблему, ставшую причиной жалобы;
- требования к нарушителю в связи со случившимся;
- перечень прилагающихся документов (все изложенное необходимо максимально подкрепить доказательствами, включая подтверждение факта направления претензии);
- дату подачи обращения.
Заявление должно быть написано разборчиво, в деловом стиле, без ненормативной лексики или угроз/оскорблений. В соответствии с законом №277-ФЗ, ведомство не рассматривает обращения без имени заявителя, поэтому направлять анонимную жалобу абсолютно бесполезно.
Для подачи заявления можно воспользоваться специальной формой на официальном сайте Роспотребнадзора или традиционными каналами (почтовое отправление, личный визит в отделение ведомства).
Уважаемые граждане! Массовая борьба с нарушениями прав потребителя — наша перспектива жить в справедливом цивилизованном обществе. Если вам сложно вести ее в одиночку — обращайтесь за юридической консультацией, и мы поможем составить и подать жалобу, которая гарантированно принесет результат.